Этот сайт использует файлы cookie и обрабатывает персональные данные пользователей. Продолжая просматривать сайт, вы тем самым соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта и подтверждаете свое согласие на обработку и хранение персональных данных. Узнать больше Закрыть
Доставляем по всей
России!
8 (800) 770 01 51
ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Какой вид якоря выбрать для лодки или катера?

Катер на якоре

Якорь представляет собой сварную, кованую или литую конструкцию, которая удерживает лодку или катер на одном месте. Изделие связывается с плавающим объектом посредством специального троса и цепи, а удержание осуществляется за счет сцепления якоря с грунтом. На современном рынке представлен огромный выбор якорных приспособлений, и чтобы сориентироваться среди столь обширного ассортимента, необходимо учитывать свойства судна и предполагаемые условия его эксплуатации.

Для всестороннего освещения вопроса выбора якоря для лодки или катера рассмотрим в этой статье следующие аспекты:

Каким должен быть якорь для лодки?

Выбирая якорь для лодки, важно понимать, что именно этот элемент играет огромную роль в безопасности эксплуатации любого судна. Конкретная модель подбирается индивидуально, с учетом предполагаемых условий эксплуатации и особенностей лодки или катера. Правильно выбранный якорь должен соответствовать следующим требованиям:

  • Обеспечение стабильной стоянки лодки. При заданных погодных условиях (ветер, течение, волны) устройство должно обеспечивать максимально надежную стоянку судна.
  • Возможность оперативной отдачи якорной конструкции и травления каната на нужную глубину. Этот момент важен не только в плане удобства эксплуатации приспособления, но и с точки зрения безопасности всего судна.
  • Надежное крепление якорного каната. При ненадлежащем закреплении троса якорь может потеряться.
  • Быстрое поднятие якорного устройства на борт и его снятие с лодки. Перед тем, как выбрать якорь, необходимо убедиться, что пользователь сможет без труда поднять приспособление и снять его с судна.
  • Безопасное и удобное хранение. Если для катера с жестким корпусом подойдет стандартная модель, то якорь для лодки ПВХ должен иметь складную конструкцию (в крайнем случае, можно использовать обычные устройства без выступающих углов).

Выбирать изделие следует с учетом параметров лодки. Кроме того, длина якорной цепи или троса должна быть достаточной для того, чтобы устройство справлялось со своими прямыми функциями. Сама конструкция должна быть устойчива к коррозии и агрессивным внешним воздействиям.

Классификация якорных устройств по назначению

Якорь для ПВХ-лодки

По назначению якоря принято классифицировать на следующие категории:

  • Становые. Предназначены для удерживания лодки на стоянке, размещаются в носу судна.
  • Вспомогательные. Располагаются в корме и препятствуют развороту судна во время стоянки на становом приспособлении.
  • Мертвые. Предназначены для продолжительной стоянки и преимущественно используются на тяжеловесных суднах.
  • Завозы. Используются для удержания специализированных плавательных средств (например, земснарядов).
  • Судовые. Такие якоря удерживают лодку на открытой воде.
  • Грибовидные. Эксплуатация этих моделей актуальна для фиксации буйков или маяков.

Если речь идет о надувных плавсредствах, то обычно используют сразу два якоря разных типов — становой и вспомогательный. Первый отдается с носа судна, а второй — с кормы. Такой способ принято называть постановкой лодки «в растяжку».

Как правильно рассчитать вес якорной конструкции?

Вес якоря должен быть достаточным для надежного удержания судна на течении. При этом следует учесть не только массу снаряженной лодки с людьми в ней, но и глубину водоема, грунт, скорость течения. Расчет веса ведется по одному из следующих способов:

  • Первый способ. За основу берется масса, которую способна удержать лодка. В этом случае вес зависит от водоизмещения судна и составляет 10% от общей массы. К примеру, плавсредство с водоизмещением 300 кг следует оснастить трехкилограммовым якорным устройством.
  • Второй способ. Для расчета берется длина лодки. Согласно формуле, масса якоря должна быть равна 1% от длины судна. Соответственно, для плавсредства длиной 350 см подойдет модель весом не менее 3,5 кг.

Если предполагается эксплуатировать устройство в разных водоемах, то ориентироваться следует на наиболее сложные условия.

Виды якорей

Якорь на лодке ПВХ

В настоящий момент разные производители предлагают широкий выбор якорей для лодок. Наиболее распространенными моделями якорных устройств являются:

  • Адмиралтейский. Это классический вариант, который подходит для эксплуатации в различных донных грунтах. Однако по надежности сцепки такие модели уступают другим аналогам. Сегодня адмиралтейский якорь для лодок‑ПВХ практически не используется.
  • Якорь Хола. Отличается высокой держащей силой и наиболее эффективно проявляет себя на галечном дне. Эта модель считается незацепляющейся, но при оснащении нижней части конструкции кольцом для второй веревки, устройство можно без проблем вытянуть с зацепа.
  • Якорь Денфорта. Имеет небольшой вес и непригоден для использования при сильном течении и на галечном дне.
  • Якорь Брюса. По принципу работы и конструкционным особенностям данное приспособление схоже с двумя предыдущими. Использовать устройство лучше на твердом дне, поскольку такие модели слишком сильно сцепляются с мягким грунтом, за счет чего поднять якорь становится проблематично.
  • Attwood. Отличается грибовидной формой и компактностью. Такой якорь подойдет для лодки ПВХ небольших размеров.
  • Якорь‑кошка. Считается одной из наиболее популярных моделей ввиду своей универсальности и хорошей работы на неровном грунте. Кроме того, устройство может быть легко модифицировано «под себя».
  • Нео‑якорь. Является одной из наиболее современных разработок. Особенность заключается в том, что конструкция крепится в любых условиях и достаточно просто расклинивается, что в значительной мере упрощает жизнь любому рыбаку или охотнику.
  • Дрейфовый. Известен также, как плавучий якорь. Предназначен для замедления лодки по течению и чаще всего используется при дрейфовании, когда необходимо пройти по участку воды с небольшой скоростью.

Если вы выбираете якорь для лодки ПВХ, то оптимальным решением станут якорь‑кошка и грибовидная конструкция. Первый вариант отличается небольшим весом, утяжеленным стержнем и относительно гибкими лапами. Второй вариант — это разнообразие форм и неподвижные лапы, покрытые ПВХ‑пленкой, что обеспечивает дополнительную защиту судну от повреждений.

Какие факторы следует учитывать при покупке?

Моторная ПВХ-лодка на городском водоеме

Выбирая якорь для лодки, необходимо учесть совокупность следующих факторов:

  • Рельеф дна. Тип донного грунта напрямую определяет модификацию якорного устройства.
  • Течение на водоеме. Чем сильнее течение, тем тяжелее должен быть якорь.
  • Скорость ветра. Якорь должен надежно удерживать судно даже при сильных порывах ветра.
  • Погодные условия. В дождливую и ветреную погоду усиливается течение, а значит, якорь для лодки должен быть максимально надежным и тяжелым.

При неблагоприятных условиях следует подстраховаться, закрепив судно двумя якорными приспособлениями, одно из которых должно быть оснащено вращающимися лопастями.

Какой якорь лучше использовать на течении?

Течение на водоеме накладывает особые требования к устойчивости лодки. При набегающих волнах создаются рывки судна, и чтобы лодка стабильно держалась на воде, якорь не должен смещаться. Для большей надежности опытные рыбаки обычно бросают сразу два якорных приспособления — кормовое и носовое. Такое решение позволяет с обеих сторон удерживать плавсредство в стабильном положении, заякорив его в нужном месте и избежав болтанки. При этом по‑прежнему важно учитывать тип грунта. Якорь, отличающийся отличным сцеплением с галечным дном, может оказаться абсолютно бесполезным при эксплуатации на мягком рельефе.

Характеристики якорного фала

Якорный фал является неотъемлемым аксессуаром для полноценного оснащения лодки. Наиболее оптимальным вариантом считается синтетическая веревка сечением от семи до десяти мм — такой размер обеспечивает максимальную прочность на разрыв. В данном случае ветку первенства держат именно синтетические материалы, поскольку они обладают следующими преимуществами:

  • Биостойкость. По сравнению с натуральными материалами, синтетика более устойчива к воздействию микроорганизмов и гниению.
  • Прочность. Этот параметр крайне важен, поскольку разрыв фала на воде может привести к очень неприятным последствиям.
  • Влагоустойчивость. Синтетическая веревка сохраняет свои свойства даже при длительном нахождении в воде.
  • Стойкость к температурным колебаниям. Синтетика отлично выдерживает резкие температурные колебания и одинаково хорошо подходит для использования в жаркую и холодную погоду.
  • Устойчивость к ультрафиолетовым лучам. Даже при интенсивном воздействии солнечных лучей синтетический фал не теряет своих первоначальных качеств.

Для определения подходящей длины фала следует ориентироваться на глубину водоема, в котором планируется использовать якорь. Если эксплуатация осуществляется на сильном течении, то длина веревки должна быть в 5–6 раз больше заданной глубины. Короткий фал подойдет для тяжелого якорного устройства. В противном случае лодка останется неустойчивой на воде.

Условия рыбалки

Рыбалка

Выбирая якорь для лодки, важно учитывать не только погодные факторы, рельеф дна и конструкционные особенности судна, но и предполагаемые условия рыбалки.

При ловле на спиннинг для рыбака важна мобильность, а значит, необходимо обеспечить возможность быстрого снятия с якоря и перемещения в другое место. Поэтому если вы планируете спиннинговую рыбалку, то лучше приобрести легкий якорь для лодки, который без труда можно вытащить из воды.

Если речь идет о поплавочной ловле, то в приоритете стоит максимальная устойчивость судна, поскольку частые перемещения не потребуются. В таком случае якорь для лодки должен иметь внушительный вес, чтобы плавсредство могло длительное время оставаться в одном положении.

Если в процессе рыбалки лодка должна идти с небольшой скоростью, то выбирайте дрейфовый якорь. Использование такой модели позволяет замедлить движение плавательного средства без полной его остановки.

Практические советы по улучшению фиксации лодки

Чтобы обеспечить устойчивое положение лодки на воде, необходимо надежно зафиксировать якорь. Для улучшения фиксации якорного устройства следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  • Цепь с крупными звеньями увеличивает удерживающую силу. Это становится возможным за счет пригибания веретена цепью — вырвать якорь в таком положении практически невозможно.
  • Закрепление устройства максимально низко по форштевню. Чем ниже крепление, тем меньше рычаг, а значит, чтобы подтопить нос или перевернуть лодку, потребуется больше усилий.
  • Применение большего количества якорей. На борту следует держать хотя бы две удерживающих конструкции — становую и вспомогательную. Неплохо, если в арсенале будет присутствовать и штормовой якорь для лодки, который может прийти на помощь в плохую погоду.
  • Использование буйка с буйрепом длиной от 10 до 25 м. Если якорь для лодки застрял в грунте, и поднять его за канат невозможно, можно освободить устройство, просто потянув за буйреп.
Якорный рым

Опытные рыбаки продумывают все варианты, чтобы не остаться без удерживающих конструкций в самый ответственный момент и сохранить устойчивость судна даже в плохую погоду. Именно поэтому к выбору якорного приспособления и комплектующих следует подойти со всей ответственностью. В противном случае лодка не сможет оставаться устойчивой, и рыбалка будет безнадежно испорчена.

Теперь вы знаете, как выбрать якорь для лодки ПВХ или катера таким образом, чтобы рыбалка проходила комфортно. Вам больше не придется переживать по поводу надежности якорения судна. Обширный ассортимент якорных устройств, представленных на современном рынке, позволяет выбрать оптимальную модель под конкретные условия. Правильно выбранный якорь для лодки обеспечит должную безопасность не только плавательному средству, но и людям, находящимся на нем.


Вернуться к разделу «Статьи»