Свеча зажигания для лодочного мотора – это неотъемлемый элемент для запуска двигателя, который отвечает за воспламенения топливно-воздушной смеси. Исправная свеча, подобранная в соответствии с типом лодочного двигателя служит гарантией надежной и продолжительной работы силового агрегата. Поэтому производители лодочных моторов так стараются донести до покупателя важность своевременной замены свечи зажигания для ПЛМ и даже указывают модель и конкретное название свечи, которая рекомендуется для лодочного двигателя.
Компания Лодки Поволжья имеет огромный опыт в сфере водомоторики, поэтому рекомендует своим покупателям лодочных моторов обращать внимание на такие нюансы, чтобы купленный двигатель работал как можно дольше и приносил своему владельцу только положительные эмоции. Мы расскажем, как правильно подобрать свечу зажигания для подвесного лодочного мотора (ПЛМ) и поможем купить свечу зажигания в соответствии с техническими характеристиками мотора.
Содержание:
Что такое свечи зажигания?
Свечи зажигания используются в бензиновых и газовых двигателях для воспламенения топливно-воздушной смеси. На кончике свечи под действием высокого напряжения возникает разряд. Этот разряд и является искрой, которая воспламеняет топливно-воздушную смесь внутри цилиндра двигателя.
Принцип возникновения заряда на кончике свечи можно объяснить на примере обычной батарейки. Если соединить полюса батарейки между собой, то между ними возникает небольшая искра. Взяв проводником обычную металлическую булавку, можно лично убедиться в этой несложной физике.
На свечи зажигания процессы, конечно, происходят немного по-другому, но по схожему принципу. На кончике свечи предусмотрено небольшое расстояние между электродами.
Конструкция свечи состоит из двух электродов. Имеется центральный электрод, который проходит вертикально через всю свечу, обладающий положительным зарядом. А также имеется боковой электрод, образующий часть корпуса свечи, обладает отрицательным зарядом. Центральный электрод связан с системой зажигания.
Маркировка свечей зажигания
Маркировка свечи лодочного мотора указана в техническом паспорте ПЛМ. Не рекомендовано устанавливать вместо заводской свечи зажигания для лодочного мотора свечи от снегохода или автомобиля.
Маркировку свечей зажигания производитель указывает не просто так. На это рассчитан сам двигатель и его электрика. Этот нюанс необходимо помнить и отойти от экспериментов с установкой/заменой свечи, дабы не поплатиться личным бюджетом.
Ниже будут представлены таблицы свечей NGK и аналоги (взаимозаменяемость) свечей зажигания. Это шпаргалка понадобится, если технического паспорта нет под рукой. Рекомендуется не отходить от заданных маркировок, но с оригинальной свечой мотор работает, как правило, стабильней.
ЛОДОЧНЫЕ МОТОРЫ |
||
MERCURY/MARINER | ||
2-х тактные | ||
Мощность, л.с. | Марка свечи по каталогу NGK | |
2,5М; 3,3М | BP6HS-10 | BPR6HS-10 |
4М; 5М | BPR7HS-10 | |
6М; 8М | BP8HN-10 | BPZ8HN-10 |
10М; 15М; 15Е; 9,9М | BP8HS-15 | BPZ8HS-15 |
20М; 25М; 25Е; 30М | BP8HN-10 | BPZ8HN-10 |
40M; 40Е; 50М | BP8HN-10 | BPZ8HN-10 |
60Е | BP8HN-10 | BPZ8HN-10 |
75Е; 90Е | BUHW-2 | BUZHW-2 |
100Е; 115Е; 125Е | BP8HN-10 | BPZ8HN-10 |
150; 175EFL; 200EFL | BPZ8HS-10 | |
225EFL; 250EFL | BR8HS | |
135; 150; 175; 200; 225 | PZFR5F-11 | |
4-х тактные | ||
F4M; F5M; F6M | DCPR6E | |
F15M; F15E; F9.9 | DPR6EA-9 | |
F25M; F25E; F30EFI | DPR6EA-9 | |
F50; F40E; F60E; F99E | DPR6EA-9 | |
F90E; F75; F115EFI | DPR6EA-9 | |
MERCRUISER | ||
4-х тактные | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
110, 140-6cyl; 150; 160; 200 | BR6ES | |
175; 180; 185; 228; 230; 260; 5.17 | DR6FS | |
270; 310; 325 №3043030 | B7FS | |
888 14 mm serie №4169597 | BPR5FS | |
888 18 mm serie №4169596 | A6FS | |
SUZUKI | ||
2-х тактные | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
DT2.2 | BR5HS | |
DT4 | BP5HS | BPR5HS |
DT5Y | BPR7HS-10 | |
DT6; DT8 | BR6HS-10 | |
DT9.9; DT15; DT20; DT25; DT25C | BR7HS-10 | B7HS |
DT40C | BR8HS-10 | |
DT30C | BR7HS-10 | |
DT65; DT85; DT90; DT100; DT115SEFI | BR8HS-10 | |
DT140EFI; DT150 ;DT200EFI ;DT225EFI | BR8HS-10 | |
4-х тактные | ||
DF9.9 | DCPR6E | |
DF15; DF25; DF30 | DCPR6E | |
DF40; DF50 | DCPR6E | |
DF60; DF70 | BPR6ES | |
DF140 | BKR6E | |
TOHATSU | ||
2-х тактные | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
M2.5; M3.5 | BPR6HS-10 | BP6HS-10 |
M5.8; M9.8 | BPR7HS-10 | BP7HS-10 |
M9.9; M15; M18; M25; M30; M40 | BR7HS-10 | B7HS |
M50; M70; M90; M120; M140 | B8HS-10 | BR8HS-10 |
4-х тактные | ||
F4; F5; F6 | DCPR6E | |
F9.9; F15; F30 | DCPR6E | |
YAMAHA | ||
2-х тактные | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
2B | BP5HS | |
2C | B7HS | |
3A; 6D/DM/DEM | BR6HS-10 | |
4A/AC/AS/BC; 5C/CS; 20C; 25D | BR7HS | |
6С; 8С; 9.9F; 15F; 20D; 25; 30D; 40V | BR7HS-10 | |
30G; 50H; 50G; 55B; 60F; 70B; 75C; 115C | BR8HS-10 | |
130B; 150F; 175D; 200F; 225D; 250A/B | BR8HS-10 | |
4-х тактные | ||
F4A | BR6HS | |
F6A/B; F8C | BR6HS-10 | |
F80A; F100A | LFR5A-11 | |
F9.9C | CR6HS | |
F15A; F20A; F25A; F30A; F40A; F40B; F50A | DPR6EA-9 | |
HONDA | ||
4-х тактные | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
BF2 | BMR4A | |
BF5 | BPR5ES | |
BF8; BF9.9; BF15 | DR5HS | |
BF20; BF30; BF50; BF75; BF90 | DR7EA | |
BF115; BF130 | ZFR7F-11 | |
VOLVO-PENTA | ||
Марка двигателя | Марка свечи по каталогу NGK | |
AQ105A; AQ110; AQ115; AQ120A | BP7HS | BP7HS |
AQ140A; AQ145A; AQ150A | BP6ES | |
AQ190A; AQ205; AQ210A | BPR6FS | |
SELVA | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
4; 6 | BP6HS | |
5; 8 | BPR6HS | BPR6HS |
9.9; 15 | BP6HS | |
20; 15 | BP7HS | |
30; 35; 40; 50 | B7HS-10 | B8HS |
60; 80 | B8HS | |
90; 100 | B7HS-10 | |
JOHNSON | ||
2-тактный двигатель | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
1.5; 2; 2.5; 3; 5 (90-97) | BR6S | BR6HS |
4; | BR6HS | |
4 (77-80;> 85),4.5; 5 (84-86); 6; 7,5; 8; 9,9 | BR9HS-10 | |
10;15 (> 94);15 Com; 18 Jet; 80 Jet; 112 CV4; 115 CV4 | BR7HS | |
10 (83-86); 14; 100 (>85); 40; 45(> 87); 100 | BUHW-2 | |
25; 30; 35; 40; 60; 65 COM HC; 70; 75; 88; 90; 110; 115(<86) | BR9HS-10 | |
120; 140; 175; 200; 275; 300 | BR9HS-10 | |
28 Jet; 35 Jet; 48 SPL; 50 (>95); 60(3 цил.); 65; 70(>94); 90 LV4 | BPZ8HS-10 | |
105; 115 LV4; 130; 150; 200 Com; 225; 250V8; 300V8 | BPZ8HS-10 | |
4-х тактные | ||
5;6; | D6HA | |
9 | B7HS | |
15 | DCPR7E | |
EVINRUDE | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
1.5; 2; 4CD | B6S | BR6S |
4,5; 5; 6; 6,5; 7,5; 8; 9,9 (>77); 15 (>77); 20; 25; 28; 30; 35; 45; 48; 50 | BR9HS-10 | |
55(85); 200; 275; 300 | BR9HS-10 | |
10; 40; 55; 100 | BUHW-2 | |
2,6XP; 3,6XP; 65LC; 140; 150; 185; 200 (>86); 235 | BUHXW-1 | |
|
||
ARCTCO | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
600-1000 sm | BR9EV | BR9EVX |
TS 640-1000 | BR9EYA | BR9EVX |
POLARIS | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
delux | BPR6ES | |
SL | BPR7ES | |
SL-900 | BPR8ES | |
SLX | BR9ES | |
KAWASAKI | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
1100 STX | BR9ES | |
440 | BR7ES | |
750 Xii | BR8ES | |
SEA-DOO (BOMBARDIER) | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
5801-10 | BR7ES | |
GS | BR8ES | |
YAMAHA | ||
Мощность | Марка свечи по каталогу NGK | |
FX1-700 | B8HS | |
SJ700 | BR7HS | |
RA 1100 | BR8HS |
Принцип работы свечи зажигания
Принцип работы свечи зажигания основан на том, что катушка зажигания создает напряжение в основании свечи (разность потенциалов), измеряемая в несколько десятков тысяч вольт. Это и создает разряд между электродами, который называется искрой.
Конструкция свечи предусматривает наличие изолятора. Он защищает центральный положительный электрод от прямого контакта с отрицательным зарядом, оставляя путь для движения напряжение только в основании свечи.
Свеча зажигания устанавливается в цилиндр двигателя, вкручиваясь в сам корпус, оставляя наружной частью изолятор, куда подключается высоковольтный провод. Нижней частью свеча находится непосредственно в цилиндре двигателя.
Калильное число зажигания
Работа свечи зажигания протекает в диапазоне от 500-900 градусов С. Если температура превышает этот показатель, то возникает калильное зажигание. Раскалившийся корпус свечи сам по себе начинает воспламенять топливно-воздушную смесь. Необходимость искры для зажигания в этом случае отпадает.
При калильном зажигании происходит преждевременное зажигание топливно-воздушной смеси. Это может привести к износу двигателя. Но падение температуры рабочей свечи зажигания ниже 500 градусов Цельсия может привести к образованию на электродах производственного нагара. Это приведет к закоксовыванию свечи, что тоже неблагоприятно для работы двигателя.
Чтобы свеча зажигания работала в пределах оптимальной температуры, производители предусмотрели особый показатель, который именуется калильным числом свечи.
Калильное число является важным показателем для свечей зажигания. Оно зависит от мощности двигателя, от давления камеры сгорания, типа топлива и прочих параметров.
По калильному числу свечу зажигания условно подразделяют на три категории:
• Холодные;
• Средние;
• Горячие.
Холодные свечи предназначены для установки на форсированных двигателях большой мощности. Работа таких двигателей протекает под большими нагрузками, в них достигается верхний предел температуры около 900 градусов Цельсия. Холодные свечи произведены таким образом, чтобы максимально отводить тепло. Такая свеча имеет высокий (длинный) корпус и уводит тепло от свечи к двигателю.
Горячие свечи зажигания предусмотрены для работы с двигателями малой мощности, работа которых протекает в более низких температурах. Их структура разработана с учетом того, чтобы свечи не могли охлаждать себя сами. Теплопередача от свечи к корпусу двигателя в этом случае, наоборот, снижена.
Средняя категория свечей находится по своей конструкции в диапазоне между холодными и горячими свечами.
Правильно подобрать свечу зажигания к лодочному мотору поможет консультация наших менеджеров интернет магазина Лодки Поволжья.
Классификация свечей зажигания
Свечи зажигания разделяются по количеству электродов. Выделяют:
• Классические двухэлектродные;
• Многоэлектродные.
Конструкция классической двухэлектродной свечи включает центральный и боковой электрод.
Классические двухэлектродные свечи зажигания являются оптимальным вариантом для двигателя. Не важно, сколько боковых электродов расположено на свече зажигания, поскольку ток движется по наименьшему пути сопротивления, и срабатывание электродов происходит поочередно, то есть: от одного электрода последовательно к другому.
Важным параметром считается материал центрального электрода. Единственный момент преимущества многоэлектродных свечей зажигания – это срок эксплуатации, который проявляется в изнашивании боковых электродов и взаимозаменяемости их по отношению друг к другу. При этом необходимо учитывать, что к многоэлектродной конструкции свечи предусмотрен также только один центральный электрод, который тоже подвержен износу.
Свечи зажигания классифицируются по материалу центрального электрода. Используемыми материалами для изготовления центрального электрода свечи служит:
• Никель;
• Иридий;
• Платина (напыление);
• Серебро (напыление).
Помимо основных материалов производители свечей используют комбинации данных материалов или медные составы.
Классификация свечей зажигания существует также по форме самих электродов.
Сколько прослужит свеча зажигания?
Самая надежная защита от неисправностей мотора – это строгое соблюдение графика профилактического ухода. Многие владельцы ПЛМ придерживаются ежегодного ухода за мотором. Раз в год они меняют свечи и масло в редукторе, и раз в два года - крыльчатку помпы охлаждения.
При этом многие владельцы ПЛМ совершенно игнорируют интенсивность использования лодочного мотора. Получается так, что для одних год работы двигателя может составлять где-то от 100 до 500 часов работы. Рыбак из побережья Черного моря или Тихого океана, четыре дня подряд выходящий на воду, проведет за год в 10 раз больше времени, чем любитель воскресного отдыха на Волге.
Так что часы, а не годы работы, должны приниматься во внимание для составления графика обслуживания подвесного мотора. Для регистрации отработанных часов двигателя рекомендовано купить тахометр (счетчик моточасов).
Когда владелец мотора наберет 50 часов, а большинство лодочников почему-то думают, что это обязательно случается в середине лета, - то наступает время ухаживать за подвесным мотором.
Первостепенной необходимость ухода за лодочным мотором является замена свечей зажигания. На двухтактном моторе рекомендуется менять свечи каждые 50 часов работы.
На четырехтактном моторе рекомендуется осматривать свечи раз в 50 часов, а менять - после 100 часов работы мотора.